Школьная психологическая служба

Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума
 В ГБОУ СОШ № 2 г.Сызрани работает педагог-психолог
Петрова Альбина Николаевна
График работы педагога-психолога:
Понедельник   с 09.00 до 16.00
Вторник с 09.00 до 16.00
Среда   с 09.00. до 16.00
Четверг   с 09.00 до 16.00
Пятница   с 09.00 до 16.00
Проведение консультаций возможно в удобное время для обучающихся и их родителей (законных представителей) по предварительной записи.
тел: 34- 51-21 (методический кабинет)

Просим Вас оставить свой отзыв по итогам получения психолого-педагогической или консультативной помощи. Нам важно знать, как Вы оцениваете качество предоставления психолого-педагогических услуг (консультации, диагностические обследования, развивающие занятия и т.п.). Это поможет нам совершенствовать их.

Также можно обратиться за психологической помощью:

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» 
г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, д. 24а
Волкова Галина Александровна
Контакты: (8464) 37-58-65
http://cdk.minobr63.ru/
e-mail: cdk-syzran@mail.ru

ГБУ ЦППМСП «Центр социально-трудовой адаптации и 
профориентации» г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
Дронов Михаил Викторович
Контакты: (8464) 99-92-62, (8464) 99-92-52
http://www.cstaip-syzran.ru/
e-mail: cstaip@ncts.ru

Советы взрослым: что делать, если ребенок…

Младший школьный возраст — период активного познания мира, самостоятельности и созидания. Ребенок проявляет себя в учебе, спорте, творчестве, повседневных делах — и ждет признания и одобрения взрослых. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка нередко сменяется огорчением и тревогой. Рассудительный и старательный младший школьник то превращается в неуправляемого трехлетку, то вдруг заставляет задуматься о приближающемся подростковом возрасте.

Предлагаемые советы помогут понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

Обманывает

Когда родители обнаруживают, что ребенок обманывает их, то они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».

Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?

Детская ложь — это способ:

  • скрыть свою вину или неудачу;
  • избежать наказания;
  • выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
  • превзойти взрослого;
  • подчеркнуть свою значительность;
  • добиться похвалы или проявлений любви;
  • оказаться в центре внимания;
  • приукрасить действительность, пофантазировать.

Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают учителям придуманные причины пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.

Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия.

Что делать:

1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).

Ворует

Среди причин детского воровства можно выделить следующие:

  1. Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.
  2. Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».
  3. Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
  4. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.

Как реагировать на воровство:

  • постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
  • без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
  • сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.

Что делать:

1) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
2) обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
3) подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
4) объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.

Сквернословит

Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова?
Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.

Причины сквернословия:

  • бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
  • повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
  • стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
  • желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).

Если сквернословит младший школьник:

1) объясните, что ругань является частью нашего языка, но не следует навязывать ее тем, кого она оскорбляет;
2) скажите, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами.

Бесполезно:
1) ругать или запрещать;

2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.

Полезно:

  • следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
  • объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
  • научить справляться с отрицательными эмоциями;
  • научить реагировать на чужую грубость или агрессию.

Рушит, крушит, ломает…

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса».

Например, ребенок, которому взрослый не разрешил что либо делать (смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий и т.д.), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.

Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).

Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.

Советы родителям:

  • высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
  • силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
  • каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»);
  • не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.

Дерётся

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

Обращение с детьми до вспышки агрессии:

  • отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
  • предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
  • физически удержать от нападения;
  • дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).

Почему не следует использовать телесные наказания:

  • ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
  • ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
  • телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.

Обращение с детьми после вспышки агрессии:

  • сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
  • удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
  • ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
  • если используется наказание (лишение игры на компьютере), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
  • не отвечать агрессией на агрессию;
  • терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.

Памятка для школьника от педагога-психолога.

Памятка для родителей: кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе.   

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД?

(Памятка для педагогов и родителей)

 Самоубийство у подростка не возникнет само по себе, без причины. Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о смерти крайне неотчетливо и не сформировано.

Причиной подросткового суицида может быть отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры  на взрослого.

Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Внешние причины суицида

Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям
подростка;

Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;

Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков.  Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Характерные черты подросткового суицида:

суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный,
вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как
мужественное решение и т.п.;

суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но
наиболее общими признаками замышляемого суицида являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у подростков:

Может быть тревожно-возбужденное поведение,  внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;

Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость;

Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться
нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими
эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА

Самое главное!

Не оставлять подростка без присмотра

Убрать все потенциально опасные предметы

Доверительный разговор

Обращение к специалисту

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.

Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время доверительной беседы подростка  необходимо убедить в следующем:

что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.  Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.