

План работы педагога-психолога на 2020/2021 учебный год
Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за короновируса
Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума
План работы школьной службы медиации
В ГБОУ СОШ № 2 г.Сызрани работает педагог-психолог
Малышева М.А.
График работы педагога-психолога:

Проведение консультаций возможно в удобное время для обучающихся и их родителей (законных представителей) по предварительной записи.
тел: 34- 51-21 (методический кабинет)
В целях оценки достижения значений показателя федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» НП «Образование» МОиН СО проводится мониторинг удовлетворенности граждан (родителей) услугами психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Опрос начался с 23 марта 2020 года. Форма опроса размещена по адресу http://forms.gle/7iC4Nuvywp9D29fW9
Просим Вас оставить свой отзыв по итогам получения психолого-педагогической или консультативной помощи. Нам важно знать, как Вы оцениваете качество предоставления психолого-педагогических услуг (консультации, диагностические обследования, развивающие занятия и т.п.). Это поможет нам совершенствовать их.
Также можно обратиться за психологической помощью:
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования»
г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, д. 24а
Волкова Галина Александровна
Контакты: (8464) 37-58-65
http://cdk.minobr63.ru/
e-mail: cdk-syzran@mail.ru
ГБУ ЦППМСП «Центр социально-трудовой адаптации и
профориентации» г.о. Сызрань
г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
Дронов Михаил Викторович
Контакты: (8464) 99-92-62, (8464) 99-92-52
http://www.cstaip-syzran.ru/
e-mail: cstaip@ncts.ru
Советы взрослым: что делать, если ребенок…
Младший школьный возраст — период активного познания мира, самостоятельности и созидания. Ребенок проявляет себя в учебе, спорте, творчестве, повседневных делах — и ждет признания и одобрения взрослых. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка нередко сменяется огорчением и тревогой. Рассудительный и старательный младший школьник то превращается в неуправляемого трехлетку, то вдруг заставляет задуматься о приближающемся подростковом возрасте.
Предлагаемые советы помогут понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.
Обманывает
Когда родители обнаруживают, что ребенок обманывает их, то они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».
Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?
Детская ложь — это способ:
- скрыть свою вину или неудачу;
- избежать наказания;
- выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
- превзойти взрослого;
- подчеркнуть свою значительность;
- добиться похвалы или проявлений любви;
- оказаться в центре внимания;
- приукрасить действительность, пофантазировать.
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают учителям придуманные причины пропуска ребенком уроков; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.
Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями — все меньше доверия.
Что делать:
1) определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
2) позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
3) будьте честны со своим ребенком — если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
4) помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
5) не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов — чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).
Ворует
Среди причин детского воровства можно выделить следующие:
- Сильное желание получить понравившуюся вещь (как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.
- Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина — неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».
- Желание самоутвердиться. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
- Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл — стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Как реагировать на воровство:
- постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
- без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
- сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки — украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.
Что делать:
1) обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
2) обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
3) подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
4) объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Сквернословит
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова?
Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
- бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
- повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
- стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
- желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит младший школьник:
1) объясните, что ругань является частью нашего языка, но не следует навязывать ее тем, кого она оскорбляет;
2) скажите, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся;
4) обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
5) предложите выразить свои чувства другими словами.
Бесполезно:
1) ругать или запрещать;
2) бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
- следить за собственной речью — если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
- объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае — когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
- научить справляться с отрицательными эмоциями;
- научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
Рушит, крушит, ломает…
Косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса».
Например, ребенок, которому взрослый не разрешил что либо делать (смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий и т.д.), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы родителям:
- высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
- силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
- каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому сможешь привести все в порядок»);
- не заменяйте сломанные ребенком предметы новыми и не спешите убирать обломки — пусть последствия поведения будут наглядно видны.
Дерётся
Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессии:
- отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
- предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
- физически удержать от нападения;
- дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
- ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
- ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
- телесные наказания — это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессии:
- сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
- удалить ребенка из комнаты на 1–2 минуты в знак своего неодобрения;
- ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
- если используется наказание (лишение игры на компьютере), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени — ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
- не отвечать агрессией на агрессию;
- терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.
Памятка для школьника от педагога-психолога.
Памятка для родителей: кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД?
(Памятка для педагогов и родителей)
Самоубийство у подростка не возникнет само по себе, без причины. Суицидальная готовность возникает на фоне длительных психотравмирующих переживаний. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о смерти крайне неотчетливо и не сформировано.
Причиной подросткового суицида может быть отягощенное социальное окружение, неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого.
Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Внешние причины суицида
Неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
Беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение,
назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям
подростка;
Отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
Серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;
Максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
Накапливание негативных переживаний может создать неблагоприятную почву для срыва у подростков. Негативные переживания возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.
Характерные черты подросткового суицида:
суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые
конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный,
вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как
мужественное решение и т.п.;
суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но
наиболее общими признаками замышляемого суицида являются: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
На готовность к суициду могут указывать признаки изменившегося поведения у подростков:
Может быть тревожно-возбужденное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией;
Может быть депрессивное состояние, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении заметно оцепенение, сонливость;
Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться
нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
Тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими
эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
Употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА У ПОДРОСТКА
Самое главное!
Не оставлять подростка без присмотра
Убрать все потенциально опасные предметы
Доверительный разговор
Обращение к специалисту
Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.
Во время доверительной беседы подростка необходимо убедить в следующем:
что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
Поддерживайте подростка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.