Методические материалы, направленные на вовлечение в волонтерскую и добровольческую деятельность

День добровольца (волонтера) | МБОУ «Отрадненская СОШ №2»

Развитие волонтёрской деятельности в школе

Одной из самых актуальных проблем в быстро меняющемся мире является воспитание будущего достойного гражданина своей страны. Данная проблема охватывает всех людей, связанных с воспитанием подрастающего поколения, без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается подрастающего поколения. Поиск новых форм работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, натолкнул нас на идею создания волонтёрского движения в школе.

Можно ли создать в школе (в школьных условиях) волонтерское движение? Как привлечь подростков в независимое добровольное общество ребят и взрослых? Эти два основных вопроса предстояло решить педагогическому коллективу нашей образовательной организации.

Для начала надо было разъяснить и прийти к пониманию, а кто же это такой волонтер и что включает в себя волонтёрская деятельность?

Волонтер

Волонтёрская деятельность

Волонтёрская деятельность для школьника

Разнообразие волонтерских программ не создают узких возрастных рамок для участия в добровольческом движении. В социальных акциях взаимопомощи в нашей школе активно принимают участие учителя, учащиеся с 1 по 11 классы и их родители. Таким образом, волонтёрская деятельность пронизывает всю детско-взрослую образовательную общность и является точкой роста патриотического воспитания молодёжи.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Во всех странах волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. Например, в России история волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств, учителей и врачей, которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение – сестры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

В наше не простое время особенно страдают пожилые, одинокие и тяжелобольные люди (инвалиды). Не просто приходится детям, оставшимся без попечения родителей, детям – сиротам. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, школа так же может создавать движения, основным направлением которых является волонтерская деятельность.

Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников были скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становились всё более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение подростка, его отношение к себе и другим людям, к своей стране в целом. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения человека. Постепенно потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия становится осознанной социальной потребностью.

Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.

Волонтерство дает возможность выразить гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного роста молодого человека.

Для нашей школы участие ребят в волонтерской деятельности является своего рода гарантией того, что подросток в будущем станет открытым, честным, милосердным человеком. Добровольчество формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все вышеперечисленные качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. На наш взгляд, добровольческая деятельность влияет на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.


Спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, очень широк, поэтому каждый учащийся может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные устремления.

Можно выделить следующие направление волонтерской работы, осуществляемой в нашей школе:

  • работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, ветераны ВОВ);
  • помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
  • помощь животным, сбор корма;
  • защита окружающей среды;
  • досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и др.);
  • пропаганда ЗОЖ, помощь в организации и проведении спортивных мероприятий.

Волонтёрская деятельность является одним из основных средств, позволяющих нашим ученикам участвовать в процессе социального развития общества, а это профилактика негативных проявлений, разработка и участие в социальных и экологических проектах, а также многое другое. Таким образом, любую социально-значимую деятельность, осуществляемую волонтёром, можно назвать участием в социальном развитии общества. Непосредственное участие в жизни общества – есть лучшее средство положительного воздействия на мировоззрение подростка. На наш взгляд, волонтёрская деятельность, является одной из эффективнейших форм и методов работы с подрастающим поколением, предоставляющий школьникам возможность поучаствовать в развитии своей страны.

Волонтёрство – это реальная возможность человеку почувствовать себя гражданином, принять, как уже было сказано, участие в социальном развитии. Поступок волонтера влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие.

Волонтерство – это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность с видимыми результатами, дающими не только прямую пользу получателю услуги и добровольцу, но и обществу в целом.


Одной из самых актуальных проблем в быстро меняющемся мире является воспитание будущего достойного гражданина своей страны. Данная проблема охватывает всех людей, связанных с воспитанием подрастающего поколения, без исключения в независимости от их религии, расы, пола, культуры, духовного и нравственного развития. И в первую очередь эта проблема касается подрастающего поколения. Поиск новых форм работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи, натолкнул нас на идею создания волонтёрского движения в школе.

Можно ли создать в школе (в школьных условиях) волонтерское движение? Как привлечь подростков в независимое добровольное общество ребят и взрослых? Эти два основных вопроса предстояло решить педагогическому коллективу нашей образовательной организации.

Волонтёрская деятельность для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. Участие в волонтерском движение помогает ребятам почувствовать себя неотъемлемой частью целостного государства, а соответственно является важной частью патриотического воспитания школьников.

Цель работы

Формирование и развитие у учащихся чувства сопричастности ко всему, что происходит в обществе, в котором они живут (начиная с классного коллектива и заканчивая страной), формирование активной жизненной позиции.

Содержание деятельности

При организации волонтёрской работы с обучающимися, руководствуемся в своей деятельности принципами последовательности и поэтапности. Реализуем следующую эффективную воспитательную цепочку, базирующуюся на общечеловеческих ценностях:

  • любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям;
  • уважение к сверстникам, к младшим, к старшим, к людям преклонного возраста и людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • бережное отношение к природе, окружающей среде и животным;
  • популяризация ЗОЖ;
  • профилактика правонарушений и девиантного поведения;
  • приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста.

Таким образом реализуем следующие воспитательные задачи:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции обучающихся;
  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализации), формирование у них коммуникативных навыков, способности к самовыражению и саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности

Кодекс, на основе которого строим работу Волонтерского отряда обучающихся:

  • добросовестно овладеть знаниями, умениями и навыками ведения волонтерской деятельности по выбранному направлению/ направлениям;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • следовать цели и задачам волонтерского движения;
  • быть дисциплинированным, строго соблюдать инструкции по охране труда волонтера и указания руководителя волонтеркой группы;
  • посещать общие, организационные собрания волонтерской группы;
  • бережно относится к историческому наследию, окружающей природной среде и животным.

Эффективные формы волонтёрской работы

  • Акция «Ветеран живет рядом»
  • Акция «Помоги братьям нашим меньшим»
  • “Белый цветок”

Это лишь часть тех добровольческих инициатив, которые традиционно проводят волонтёры нашей школы, привлекая всех не равнодушных учащихся, родителей и педагогов школы. Всё педагогическое сообщество с огромным желанием участвуют в подобных акциях, проектах, добровольческих инициативах. Многие, продолжают помогать людям и животным уже не в рамках школьных мероприятий, а в свое свободное время, самостоятельно. Это говорит о том, что выбранное нами направление гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания личности, правильное.Современные дети, подростки любят свою родину, но зачастую не знают, как они могут начать участвовать в жизни своего государства и общества. В ходе подобных акций они узнают, что это сделать довольно просто и их участие будет ценно для окружающих. Выходя из стен школы, ребята рассказывают о проведенных мероприятиях сверстникам, родителям и наше движение находит своих продолжателей за пределами школы. Если возникает желании помочь окружающим, желании сделать свой район, город, страну чуть-чуть лучше и добрее, значит цель достигнута. Значит можно и нужно воспитать детей патриотами посредством волонтерской деятельности.

Участие подростков в волонтерском движении, это прежде всего, проверка себя на прочность. Занимаясь общественно важным делом, подросток испытывает свои силы и возможности, практикует умения общаться, налаживать контакты с окружающими, развивает способность понимать другого, пытается понять себя. Вот почему в период взросления участие в волонтерском движении так важно. Именно в подростковом возрасте детей необходимо приобщить к социально-значимой деятельности, и именно в этот период ребёнок проходит важнейшую школу нравственно-гуманных отношений, которая играет решающую роль в становлении личности.

Сегодня многие отмечают падение нравственных позиций подрастающего поколения, говорят об отсутствии альтруизма и высоких патриотических и гражданских начал. Мы позволим себе не согласиться с данным утверждением, наоборот сейчас происходит возрождение духовных основ нашего подрастающего поколения.