ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель: вовлечение в профориентацию школьников, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.   

Задачи:                                                                                                                                              

  •  адаптировать к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда;    
  • формировать у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую  личностным особенностям выпускника школы  и запросам на рынке труда;
  • воспитывать коллективизм, дисциплинированность, ответственность, организованность и уважение к людям труда.

     С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Наша школа активно включилась в данную деятельность.

  Профминимум  будет реализовываться с использованием возможностей проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также других федеральных и региональных практик:

  •  «Старт в профессию» от Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
  • Предпрофильная подготовка обучающихся с использованием АИС «Трудовые ресурсы».
  • Инклюзивное профориентационное мероприятие «Такие разные профессии» и проект «Путь к успеху» для обучающихся с ОВЗ.
  • Профориентационные каникулярные смены на базе профессиональных образовательных организаций региона и акция «Апрельские встречи» от ЦПО Самарской области.
  • Областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации “7 шагов к профессии”» от ЦПО Самарской области.
  • Программы популяризации профессий, такие как «Профессионалитет» и привлечение к ИТ-специальностям.
  • «ПроеКТОриЯ» – масштабный профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В нашей школе предусмотрено 3 уровня реализации профминимума:

  • профориентационная работа в 1-4 классах, направленная на формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, практической включенности в различные ее виды: социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
  • профориентационная работа в 5-8 классах, направленная на приобретение первоначального опыта в различных сферах; формирование образовательного запроса соответствующего интересам и способностям учащихся.
  • профориентационная работа в 9-11 классах, направленная на формирование профессиональных качеств в выбранном виде трудовой деятельности.

   Реализация профминимума в ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани будет осуществляться по 6 направлениям:

  • «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
  • «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Запланировано и будет проведено 34 занятия в течение  всего учебного года.
  • «Взаимодействие с родителями или законными представителями»:  предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
  • «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
  • «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
  • «Профессиональное обучение»: приобретение школьниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

   Реализация профориентационного минимума строится на следующих принципах работы:

  1. Системность и преемственность;
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся;
  3. Оптимальное сочетание различных форм работы (индивидуальных, групповых, коллективных) профориентационной работы с обучающимися и родителями;
  4. Взаимосвязь школы, семьи и профессиональных учебных заведений;
  5. Связь профориентации с жизньюединство в соответствии с потребностями общества в кадрах.

     Выпускники нашей школы с удовольствием посещают профориентационные занятия, на которых рассказывают о своих учебных заведениях, получаемых профессиях, помогают подойти осознанно к выбору профессионального пути.


Школа № 1 в профориентации


Профессиональное самоопределение обучающихся

В каком возрасте начинается профессиональное самоопределение

Как родитель может помочь ребенку в выборе будущей профессии

что нужно знать о профессии

Рефлексия поможет в профессиональном выборе

7 советов родителям о профессиональном самоопределении детей

Где ребенку попробовать профессии

Интернет – ресурсы для эффективного профессионального самоопределения




Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Оператор проекта – Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»: https://worldskills.ru/

Общая информация о проекте, полезная для всех категорий участников
(учащихся, родителей, педагогов): http://bilet-help.worldskills.ru/

Информация для школьника: http://bilet-help.worldskills.ru/participant

Инструкции для школ и педагогов-навигаторов: http://bilet-help.worldskills.ru/school


Куда пойти учиться?

Каталог ВУЗов России

Карта ВУЗов России

Профориентационный портал «Первые шаги в будущее»

Справочник профессионального обучения для лиц с ОВЗ

ЦПО Самарской области по поручению министерства образования и науки Самарской области на сайте «Куда пойти учиться» (http://kuda.samara.edu.ru/) создан раздел о возможностях получения профессионального образования и прохождения профессиональной подготовки лицами с ОВЗ:  http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovz.

 Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ОВЗ для обучения в 2023-2024 учебном году:

 http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovzs.

Каталог полезных интернет — ресурсов по профориентации

  • www.metodkabi.net.ru — «Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
  • www.msu.ru/work — Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  • www.profcareer.ru — Центр тестирования и развития «Гумантиарные технологии»
  • www.profor.ru — Персональный сайт психолога Юрия Тюшева «Профориентация для всех»
  • www.job.ru — «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства». Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
  • www.csta.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой.
  • www.labor.ru — официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
  • www.lacedu.ru — сайт Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г.Москвы.
  • www.profedu.ru — портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ.
  • www.proftime.edu.ru — сайт «Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института.
  • www.psykonvoy.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям.
  • www.shkolniky.ru — сайт Столичного центра профориентации «Разумный выбор». Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
  • www.profvibor.ru — сайт «Электронный музей профессий». Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов.
  • www.profcenter.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям.
  • www.urc.ac.ru/abiturient/index.html — общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент». Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
  • www.profcenter.educom.ru — городской портал профессиональной ориентации г.Москвы.
  • www.start4you.ru — сайт «Образование карьера». Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.
  • www.ucheba.ru — крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома «Всё для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.
  • https://postupi.online/ —  Вы можете смотреть профессии на видео, узнать больше об интересущей вас профессии, можете сразу же найти программы обучения, вузы, в которых вы сможете получить выбранную профессию. Если вам сложно определиться с профессией, нажмите кнопку «Помочь выбрать». Пройдите профориентационный тест и помоделируйте свое будущее. Вы можете моделировать ваше будущее в любой момент, находясь на любой странице сайта. На страницах сайта вы можете получить ответы на вопросы: какие профессии я могу получить в вузе, какие профессии я получу, выбрав эту специальность, какие профессии я смогу получить, закончив эту программу обучения, какие профессии мне подходят, где учиться, чтобы получить эту профессию, сколько зарабытывают профессионалы этой профессии, какие вакансии на рынке труда есть по этой профессии и т.д.




Дни открытых дверей