Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель: вовлечение в профориентацию школьников, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Задачи:
- адаптировать к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда;
- формировать у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям выпускника школы и запросам на рынке труда;
- воспитывать коллективизм, дисциплинированность, ответственность, организованность и уважение к людям труда.
С 1 сентября 2023 года во всех российских школах внедряется Единая модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум. Наша школа активно включилась в данную деятельность.
Профминимум будет реализовываться с использованием возможностей проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее» федерального проекта «Успех каждого ребенка», а также других федеральных и региональных практик:
- «Старт в профессию» от Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области.
- Предпрофильная подготовка обучающихся с использованием АИС «Трудовые ресурсы».
- Инклюзивное профориентационное мероприятие «Такие разные профессии» и проект «Путь к успеху» для обучающихся с ОВЗ.
- Профориентационные каникулярные смены на базе профессиональных образовательных организаций региона и акция «Апрельские встречи» от ЦПО Самарской области.
- Областная профориентационная акция «Неделя труда и профориентации “7 шагов к профессии”» от ЦПО Самарской области.
- Программы популяризации профессий, такие как «Профессионалитет» и привлечение к ИТ-специальностям.
- «ПроеКТОриЯ» – масштабный профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В нашей школе предусмотрено 3 уровня реализации профминимума:
- профориентационная работа в 1-4 классах, направленная на формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, практической включенности в различные ее виды: социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
- профориентационная работа в 5-8 классах, направленная на приобретение первоначального опыта в различных сферах; формирование образовательного запроса соответствующего интересам и способностям учащихся.
- профориентационная работа в 9-11 классах, направленная на формирование профессиональных качеств в выбранном виде трудовой деятельности.
Реализация профминимума в ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани будет осуществляться по 6 направлениям:
- «Урочная деятельность»: подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента.
- «Внеурочная деятельность»: реализуется через курс занятий «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся классными руководителями еженедельно. Запланировано и будет проведено 34 занятия в течение всего учебного года.
- «Взаимодействие с родителями или законными представителями»: предполагает обеспечение участия родителей во всероссийских, областных и школьных родительских собраниях по профориентации, их привлечение к реализации профориентационных мероприятий.
- «Практико-ориентированный модуль»: содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия – профпробы, проектную деятельность, экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования, конкурсы профориентационной направленности.
- «Дополнительное образование»: предполагает выбор и посещение школьниками кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер.
- «Профессиональное обучение»: приобретение школьниками профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.
Реализация профориентационного минимума строится на следующих принципах работы:
- Системность и преемственность;
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся;
- Оптимальное сочетание различных форм работы (индивидуальных, групповых, коллективных) профориентационной работы с обучающимися и родителями;
- Взаимосвязь школы, семьи и профессиональных учебных заведений;
- Связь профориентации с жизнью – единство в соответствии с потребностями общества в кадрах.
Выпускники нашей школы с удовольствием посещают профориентационные занятия, на которых рассказывают о своих учебных заведениях, получаемых профессиях, помогают подойти осознанно к выбору профессионального пути.
Профессиональное самоопределение обучающихся
В каком возрасте начинается профессиональное самоопределение
Как родитель может помочь ребенку в выборе будущей профессии
Рефлексия поможет в профессиональном выборе
7 советов родителям о профессиональном самоопределении детей
Где ребенку попробовать профессии
Интернет – ресурсы для эффективного профессионального самоопределения
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»
Оператор проекта – Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»: https://worldskills.ru/
Общая информация о проекте, полезная для всех категорий участников
(учащихся, родителей, педагогов): http://bilet-help.worldskills.ru/
Информация для школьника: http://bilet-help.worldskills.ru/participant
Инструкции для школ и педагогов-навигаторов: http://bilet-help.worldskills.ru/school
Куда пойти учиться?
Профориентационный портал «Первые шаги в будущее»
Справочник профессионального обучения для лиц с ОВЗ
ЦПО Самарской области по поручению министерства образования и науки Самарской области на сайте «Куда пойти учиться» (http://kuda.samara.edu.ru/) создан раздел о возможностях получения профессионального образования и прохождения профессиональной подготовки лицами с ОВЗ: http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovz.
Справочник направлений обучения, профессий и специальностей профессионального образования, рекомендуемых инвалидам и лицам с ОВЗ для обучения в 2023-2024 учебном году:
http://kuda.samara.edu.ru/index.php?r=site/page&view=ovzs.
Каталог полезных интернет — ресурсов по профориентации
- www.metodkabi.net.ru — «Методический кабинет профориентации» психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
- www.msu.ru/work — Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
- www.profcareer.ru — Центр тестирования и развития «Гумантиарные технологии»
- www.profor.ru — Персональный сайт психолога Юрия Тюшева «Профориентация для всех»
- www.job.ru — «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства». Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
- www.csta.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой.
- www.labor.ru — официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
- www.lacedu.ru — сайт Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г.Москвы.
- www.profedu.ru — портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ.
- www.proftime.edu.ru — сайт «Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института.
- www.psykonvoy.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям.
- www.shkolniky.ru — сайт Столичного центра профориентации «Разумный выбор». Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
- www.profvibor.ru — сайт «Электронный музей профессий». Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов.
- www.profcenter.mosuzedu.ru — сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям.
- www.urc.ac.ru/abiturient/index.html — общероссийская информационно-справочная система «Абитуриент». Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
- www.profcenter.educom.ru — городской портал профессиональной ориентации г.Москвы.
- www.start4you.ru — сайт «Образование карьера». Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.
- www.ucheba.ru — крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома «Всё для Вас». Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.
- https://postupi.online/ — Вы можете смотреть профессии на видео, узнать больше об интересущей вас профессии, можете сразу же найти программы обучения, вузы, в которых вы сможете получить выбранную профессию. Если вам сложно определиться с профессией, нажмите кнопку «Помочь выбрать». Пройдите профориентационный тест и помоделируйте свое будущее. Вы можете моделировать ваше будущее в любой момент, находясь на любой странице сайта. На страницах сайта вы можете получить ответы на вопросы: какие профессии я могу получить в вузе, какие профессии я получу, выбрав эту специальность, какие профессии я смогу получить, закончив эту программу обучения, какие профессии мне подходят, где учиться, чтобы получить эту профессию, сколько зарабытывают профессионалы этой профессии, какие вакансии на рынке труда есть по этой профессии и т.д.
Дни открытых дверей